Отчисление 3% от доходов с интернет рекламы

С 1 апреля 2025 года в России вступила в силу статья 18.2 Федерального закона «О рекламе» (введенная Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. № 479-ФЗ), которая устанавливает обязательные отчисления в размере 3% от доходов, полученных от распространения интернет-рекламы.

Суть закона заключается в том, что компании должны отчислять часть доходов от интернет-рекламы в бюджет. Эти средства направят на сокращение зависимости от зарубежных технологий, а также на поддержку российских разработчиков ПО и баз данных, включенных в единый реестр.

26 марта 2025 года был опубликован проект постановления правительства в котором разъясняются особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений, однако некоторые вопросы все еще остаются открытыми.

Кто должен платить? 

Сбор обязаны уплачивать следующие категории.

  • Рекламораспространители — блогеры, владельцы сайтов и любые другие лица, размещающие рекламные материалы.
  • Операторы рекламных платформ — компании, такие как Яндекс, Ozon и другие организации, зарегистрированные на портале Роскомнадзора.
  • Рекламные агентства — организации, занимающиеся размещением рекламы для клиентов.
  • Рекламодатели при работе с иностранными партнерами — российские компании обязаны самостоятельно удерживать и перечислять отчисления

Согласно предложению правительства, отчисления должно уплачивать лицо, заключившее договор с рекламодателем. В частности, если договор с рекламодателем заключил рекламный агент, тогда отчисления от вознаграждения должен уплачивать агент.

От сбора освобождаются: 

  • федеральные телеканалы, радиостанции и информационные агентства
  • сайты СМИ, соответствующие установленным критериям (например, с государственным участием, финансируемые из бюджета или выпускающие периодические издания);
  • маркетплейсы — так как они продвигают товары, а не размещают рекламу напрямую.

Основной проблемой закона на данный момент, является отсутствие подзаконных актов, которые обоснуют базу для начисления и объяснят суть слова «доход». Сейчас это может трактоваться, как выручка или выручка минус расходы для посредников, которым является ООО «Клик.ру».

Пример 1: У всей цепочки договоры услуг. Платит первый посредник, заключивший договор оказания услуг с Рекламодателем

Пример 2: У Рекламного агентства, следующего в цепочке за Рекламодателем, заключен агентский договор. А значит 3% необходимо оплатить только с агентской комиссии. И В этом случае 3% с оборота, оплачивает следующее за ним в цепочке Рекламное агентство 2

Пример 3: В случае, если вся цепочка работает по агентскому договору, обязанность по уплате 3% с оборота, ложится на рекламную площадку

Пример 4: В случае, если вся цепочка работает по агентскому договору, при этом реклама распространяется через иностранную площадку или лицо, обязанность по уплате 3% ложится на агентство, имеющее договор с этим лицом.

Маркетплейсы и разные типы продвижения

Согласно позиции некоторых законодателей, маркетплейсы (такие как Озон, Wildberries, Авито) могут не подпадать под действие закона, поскольку они не «распространяют рекламу», а делают «продвижение». Например, продвижение и оформление карточек в Авито сейчас не маркируется, а значит, не подпадает под действие закона.

Подобная логика может применяться и к другим видам интернет-маркетинга:

  • SEO-продвижение может не рассматриваться как реклама, поскольку не соответствует классическому определению рекламы;
  • SMM-продвижение также находится в «серой зоне», особенно если оно не включает явные рекламные публикации;
  • Контент-маркетинг, создание информационных материалов и другие непрямые методы продвижения могут не подпадать под действие закона.

Однако до появления официальных разъяснений регуляторов следует с осторожностью интерпретировать эти положения.

НДС

Закон не уточняет, должно ли отчисление рассчитываться с суммы до или после вычета НДС.
По мнению экспертов, скорее всего расчет будет происходить с суммы без учета НДС. Причина — в апреле, во всех основных ОРД, появилась возможность выделять отдельно НДС при указании сумм по договорам.

Сроки и порядок уплаты

Согласно предложению правительства:

Уплата обязательных отчислений осуществляется не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом
Роскомнадзор не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом, формирует в личном кабинете плательщика расчет размера отчисления.
Плательщик должен проверить расчет и подтвердить его в течение 10 календарных дней со дня формирования, используя усиленную квалифицированную электронную подпись или простую электронную подпись

Таким образом, участники рынка интернет-рекламы получат точную сумму необходимых отчислений за второй квартал 2025 года до 15 августа 2025 года.

Резерв рекламного бюджета (РРБ) в click.ru

Резерв рекламного бюджета (РРБ) — это небольшая часть от рекламного бюджета, которые временно удерживаются на случай:

– технических погрешностей учёта (в Яндексе, VK и т.п.),

– обязательных комиссий (новые сборы, налоги, отчисления, комиссии платформ),

– других непредвиденных расходов, влияющих на финальную стоимость рекламы.

С 1 апреля 2025 года на Click.ru РРБ составляет 3%.

Как работает Резерв рекламного бюджета в click.ru? 

В отсутствии полной ясности в подзаконных актах относительно трактовки «дохода» и механизма определения плательщика, click.ru, как участник рекламной цепочки, вынужден формировать РРБ в размере 3%.

Существует два способа формирования РРБ:

  • Гарантом РРБ выступает владелец мастер-аккаунта — резервируется 3% партнерского вознаграждения по программе b2b click.ru (вариант по умолчанию)
  • Гарантом РРБ выступает плательщик — резервируется 3% от суммы счета при оплате. При этом партнерское вознаграждение выплачивается в полном объеме.

Выбрать подходящую схему можно в мастер-аккаунте в разделе управления тарифами. Применить ее можно как сразу ко всем плательщикам, так и настроить индивидуально.

image12.png

Как выглядят блокировки:

image7.png

Когда и как будет возвращен Резерв рекламного бюджета? 

Средства РРБ в полном объеме будут возвращены пользователям в следующих случаях:

  • Подзаконные акты укажут, что «доход = оборот — расходы» — в этом случае мы вернем зарезервированные средства и продолжим работу без необходимости формировать РРБ.
  • Если подзаконные акты укажут, что «доход = оборот», мы в самом скором времени предложим альтернативный вариант работы, например, сотрудничество через агентский договор, где 3% будут начисляться только на вознаграждение агента.

Ответственность и штрафы

Часть 13 статьи 18.2 устанавливает:

«Рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламодатели, а также лица, указанные в части 10 настоящей статьи, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за полноту и своевременность уплаты обязательных отчислений в федеральный бюджет.»

Хотя конкретные меры ответственности не прописаны в данном законе, они описаны в законе о рекламе (за каждый случай нарушения):

  • Для физических лиц: 2 000 — 2 500 ₽
  • Для должностных лиц и ИП: 4 000 — 20 000 ₽
  • Для юридических лиц: 100 000 — 500 000 ₽

Это означает дополнительную налоговую нагрузку, поскольку традиционно доход в бухгалтерском учете рассчитывается без НДС.

Общие рекомендации для рекламных агенств

  1. Выделение рекламного бюджета и услуг в отдельные категории или, даже, договора.
  2. Начните резервировать 3% от вашего дохода на рынке интернет-рекламы заранее. Учтите поступления, полученные от партнерских программ. 
  3. Документооборот: Обратите внимание на корректное оформление договоров и актов счетов фактур на услуги по размещению рекламы.
  4. Маркировка рекламы: Убедитесь, что данные в маркировке и разалокации совпадают с финансово-юридической схемой.

Ближайшее будущее

  • Если подзаконные акты укажут, что «доход = оборот минус расходы», тогда мы вернем заблокированные средства и продолжим работу без дополнительных нагрузок на клиентов или изменения партнерской программы
  • Если подзаконные акты укажут, что «доход = оборот», тогда мы предложим агентскую схему работы в которой клик.ру будет агентом плательщика. В этом случае 3% будут оплачиваться из агентского вознаграждения, а не от оборота в целом.

Если у Вас возникают вопросы — пишите или звоните в нашу поддержку или Вашим персональным менеджерам, будем рады Вас проконсультировать.

Служба поддержки Click.ru

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта click.ru. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.