Отчисление 3% от доходов с интернет рекламы

С 1 апреля 2025 года в России вводится новый сбор на интернет-рекламу в размере 3% от квартального дохода.

Суть закона заключается в том, что компании должны отчислять часть доходов от интернет-рекламы в бюджет. Эти средства направят на сокращение зависимости от зарубежных технологий, а также на поддержку российских разработчиков ПО и баз данных, включенных в единый реестр.

26 марта 2025 года выложили особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений — текущая редакция доступна по ссылке.

Кто должен платить? 

Сбор обязаны уплачивать следующие категории.

  • Рекламораспространители — блогеры, владельцы сайтов и любые другие лица, размещающие рекламные материалы.
  • Операторы рекламных платформ — компании, такие как Яндекс, Ozon и другие организации, зарегистрированные на портале Роскомнадзора.
  • Рекламные агентства — организации, занимающиеся размещением рекламы для клиентов.
  • Рекламодатели — российские компании, работающие с иностранными партнерами, обязаны самостоятельно удерживать и перечислять сбор.

Согласно предложению правительства, отчисления должен уплачивать заключивший договор с рекламодателем. В частности, если договор с рекламодателем заключил рекламный агент, тогда отчисления от вознаграждения должен уплачивать агент.

От сбора освобождаются: 

  • федеральные телеканалы, радиостанции и информационные агентства — такие площадки не подпадают под требования налогообложения;
  • сайты СМИ, соответствующие установленным критериям (например, с государственным участием, финансируемые из бюджета или выпускающие периодические издания);
  • маркетплейсы — так как они продвигают товары, а не размещают рекламу напрямую.

Основной проблемой закона на данный момент, является отсутствие подзаконных актов, которые обоснуют базу для начисления и объяснят суть слова «доход». Сейчас это может трактоваться, как выручка или выручка минус расходы для посредников, которым является ООО «Клик.ру».

Маркетплейсы и разные типы продвижения

Согласно позиции некоторых законодателей, маркетплейсы (такие как Озон, Wildberries, Авито) могут не подпадать под действие закона, поскольку они не «распространяют рекламу», а делают «продвижение». Например, продвижение и оформление карточек в Авито сейчас не маркируется, а значит, не подпадает под действие закона.

Подобная логика может применяться и к другим видам интернет-маркетинга:

  • SEO-продвижение может не рассматриваться как реклама, поскольку не соответствует классическому определению рекламы;
  • SMM-продвижение также находится в «серой зоне», особенно если оно не включает явные рекламные публикации;
  • Контент-маркетинг, создание информационных материалов и другие непрямые методы продвижения могут не подпадать под действие закона.

Однако до появления официальных разъяснений регуляторов следует с осторожностью интерпретировать эти положения.

НДС

Закон не уточняет, должно ли отчисление рассчитываться с суммы до или после вычета НДС. По мнению экспертов, поскольку в законе нет оговорки об исключении НДС из базы расчета, скорее всего, будет происходить расчет с полной суммы с учетом НДС.

Сроки и порядок уплаты

Согласно предложению правительства, уплата обязательных отчислений осуществляется не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом в личном кабинете плательщика, доступ к которому предоставляется посредством информационного сервиса, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, формируется расчет размера обязательного отчисления за платежный период.

Плательщик в личном кабинете проверяет расчет размера обязательных отчислений за платежный период и подтверждает расчет размера обязательных отчислений в течение 10 календарных дней со дня его формирования в личном кабинете путем его подписания с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи, ключ которой получен
‎в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Простыми словами — участники рынка интернет-рекламы получат точную сумму необходимых отчислений за второй квартал 2025 года — до 15 июля 2025 года.

Ответственность и штрафы

Часть 13 статьи 18.2 устанавливает:

«Рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламодатели, а также лица, указанные в части 10 настоящей статьи, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за полноту и своевременность уплаты обязательных отчислений в федеральный бюджет.»

Хотя конкретные меры ответственности не прописаны в данном законе, они описаны в законе о рекламе (за каждый случай нарушения):

  • Для физических лиц: 2 000 — 2 500 ₽
  • Для должностных лиц и ИП: 4 000 — 20 000 ₽
  • Для юридических лиц: 100 000 — 500 000 ₽

Это означает дополнительную налоговую нагрузку, поскольку традиционно доход в бухгалтерском учете рассчитывается без НДС.

Общие рекомендации

  1. Выделение рекламного бюджета и услуг в отдельные категории или, даже, договора.
  2. Начните резервировать 3% от вашего дохода на рынке интернет-рекламы заранее. Учтите поступления, полученные от партнерских программ. 
  3. Документооборот: Обратите внимание на корректное оформление договоров и актов счетов фактур на услуги по размещению рекламы.
  4. Маркировка рекламы: Убедитесь, что данные в маркировке и разалокации совпадают с финансово-юридической схемой.

Что изменится в click.ru?

В отсутствии подзаконных актов, у всех компаний, работающих на рынке интернет-рекламы отсутствует понимание трактовки “доход” и в связи с этим мы, как участник рекламной цепочки, вынуждены удержать с вас 3% до получения подробностей в подзаконных актах. 


Средства в полном объеме будут возвращены вам том в случае, если доходом будет признана разница между оборотом и расходами.

Мы подготовили два варианта временного удержания средств для вашей комфортной работы:

  • сбор может быть удержан из партнерской программы (поведение по умолчанию)
  • удержание сбора можно переложить на плательщика, тогда партнерка будет полной, но в счете будет +3%, как сейчас в тарифах.

Выбрать схему, можно в мастер аккаунте в разделе управления тарифами. При этом применить ее можно как сразу ко всем плательщикам, так и  настроить индивидуально

image12.png

Как выглядят блокировки:

image7.png

Будущее

  • Если подзаконные акты укажут, что «доход = оборот минус расходы», тогда мы вернем заблокированные средства и продолжим работу без дополнительных нагрузок на клиентов или изменения партнерской программы
  • Если подзаконные акты укажут, что «доход = оборот», тогда мы предложим агентскую схему работы в которой клик.ру будет агентом плательщика. В этом случае 3% будут оплачиваться из агентского вознаграждения, а не от оборота в целом.

Если у Вас возникают вопросы — пишите или звоните в нашу поддержку или Вашим персональным менеджерам, будем рады Вас проконсультировать.

Служба поддержки Click.ru

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта click.ru. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.