Отчисление 3% от доходов с интернет рекламы
С 1 апреля 2025 года в России вступила в силу статья 18.2 Федерального закона «О рекламе» (введенная Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. № 479-ФЗ), которая устанавливает обязательные отчисления в размере 3% от доходов, полученных от распространения интернет-рекламы.
Суть закона заключается в том, что компании должны отчислять часть доходов от интернет-рекламы в бюджет. Эти средства направят на сокращение зависимости от зарубежных технологий, а также на поддержку российских разработчиков ПО и баз данных, включенных в единый реестр.
26 марта 2025 года был опубликован проект постановления правительства в котором разъясняются особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений, однако некоторые вопросы все еще остаются открытыми.
Кто должен платить?
Сбор обязаны уплачивать следующие категории.
- Рекламораспространители — блогеры, владельцы сайтов и любые другие лица, размещающие рекламные материалы.
- Операторы рекламных платформ — компании, такие как Яндекс, Ozon и другие организации, зарегистрированные на портале Роскомнадзора.
- Рекламные агентства — организации, занимающиеся размещением рекламы для клиентов.
- Рекламодатели при работе с иностранными партнерами — российские компании обязаны самостоятельно удерживать и перечислять отчисления
Согласно предложению правительства, отчисления должно уплачивать лицо, заключившее договор с рекламодателем. В частности, если договор с рекламодателем заключил рекламный агент, тогда отчисления от вознаграждения должен уплачивать агент.
От сбора освобождаются:
- федеральные телеканалы, радиостанции и информационные агентства
- сайты СМИ, соответствующие установленным критериям (например, с государственным участием, финансируемые из бюджета или выпускающие периодические издания);
- маркетплейсы — так как они продвигают товары, а не размещают рекламу напрямую.
Пример 1: У всей цепочки договоры услуг. Платит первый посредник, заключивший договор оказания услуг с Рекламодателем

Пример 2: У Рекламного агентства, следующего в цепочке за Рекламодателем, заключен агентский договор. А значит 3% необходимо оплатить только с агентской комиссии. И В этом случае 3% с оборота, оплачивает следующее за ним в цепочке Рекламное агентство 2

Пример 3: В случае, если вся цепочка работает по агентскому договору, обязанность по уплате 3% с оборота, ложится на рекламную площадку

Пример 4: В случае, если вся цепочка работает по агентскому договору, при этом реклама распространяется через иностранную площадку или лицо, обязанность по уплате 3% ложится на агентство, имеющее договор с этим лицом.

Поиск Яндекса, маркетплейсы и разные типы продвижения
Согласно позиции некоторых законодателей, показ объявлений в поиске Яндекса, а также маркетплейсы (такие как Озон, Wildberries, Авито), могут не подпадать под действие закона, поскольку они не «распространяют рекламу», а делают «продвижение». Например, продвижение и оформление карточек в Авито сейчас не маркируется, а значит, не подпадает под действие закона.
Подобная логика применяется и к другим видам интернет-маркетинга:
- SEO-продвижение может не рассматриваться как реклама, поскольку не соответствует классическому определению рекламы;
- SMM-продвижение также находится в «серой зоне», особенно если оно не включает явные рекламные публикации;
- Контент-маркетинг, создание информационных материалов и другие непрямые методы продвижения могут не подпадать под действие закона.
Однако до появления официальных разъяснений регуляторов следует с осторожностью интерпретировать эти положения.
НДС
Отчисление рассчитываться с суммы до вычета НДС.
Сроки и порядок уплаты
Согласно предложению правительства:
Уплата обязательных отчислений осуществляется не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом
Роскомнадзор не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом, формирует в личном кабинете плательщика расчет размера отчисления.
Плательщик должен проверить расчет и подтвердить его в течение 10 календарных дней со дня формирования, используя усиленную квалифицированную электронную подпись или простую электронную подпись
Точную сумму отчислений и сроки вы сможете увидеть в личном кабинете ЕРИР. Для просмотра войдите под вашим юрлицом и в левом меню выберите вкладку «Мои отчисления».

Резерв рекламного бюджета (РРБ) в click.ru
Резерв рекламного бюджета (РРБ) — это небольшая часть от рекламного бюджета, которые временно удерживаются на случай:
– технических погрешностей учёта (в Яндексе, VK и т.п.),
– обязательных комиссий (новые сборы, налоги, отчисления, комиссии платформ),
– других непредвиденных расходов, влияющих на финальную стоимость рекламы.
С 1 апреля 2025 года на Click.ru РРБ составляет 3%.
Как работает Резерв рекламного бюджета в click.ru?
В отсутствии полной ясности в подзаконных актах относительно трактовки «дохода» и механизма определения плательщика, click.ru, как участник рекламной цепочки, вынужден формировать РРБ в размере 3%.
Существует два способа формирования РРБ:
- Гарантом РРБ выступает владелец мастер-аккаунта — резервируется 3% от рекламного оборота без учета НДС. Резерв формируется из партнерского вознаграждения по программе b2b click.ru (вариант по умолчанию)
- Гарантом РРБ выступает плательщик — резервируется 3% от суммы счета при оплате. При этом партнерское вознаграждение выплачивается в полном объеме.
Выбрать подходящую схему можно в мастер-аккаунте в разделе управления тарифами. Применить ее можно как сразу ко всем плательщикам, так и настроить индивидуально.

Как выглядят блокировки:
Когда и как будет возвращен Резерв рекламного бюджета?
Средства РРБ будут возвращены пользователям в следующих случаях:
- Признание определенных типов размещений «не рекламой». Например, начисления за размещение в поиске Яндекса. Мы уже вернули удержанный РРБ за размещение в поиске Яндекса и продолжим делать это ежемесячно после получения закрывающих документов о расходе.
- Изменения в подзаконных акты определения термина «доход» — в этом случае мы вернем зарезервированные средства и продолжим работу без необходимости формировать РРБ.
Ответственность и штрафы
Часть 13 статьи 18.2 устанавливает:
«Рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламодатели, а также лица, указанные в части 10 настоящей статьи, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за полноту и своевременность уплаты обязательных отчислений в федеральный бюджет.»
Хотя конкретные меры ответственности не прописаны в данном законе, они описаны в законе о рекламе (за каждый случай нарушения):
- Для физических лиц: 2 000 — 2 500 ₽
- Для должностных лиц и ИП: 4 000 — 20 000 ₽
- Для юридических лиц: 100 000 — 500 000 ₽
Это означает дополнительную налоговую нагрузку, поскольку традиционно доход в бухгалтерском учете рассчитывается без НДС.
Общие рекомендации для рекламных агентств
- Выделение рекламного бюджета и услуг в отдельные категории или, даже, договора.
- Начните резервировать 3% от вашего дохода на рынке интернет-рекламы заранее. Учтите поступления, полученные от партнерских программ.
- Документооборот: Обратите внимание на корректное оформление договоров и актов счетов фактур на услуги по размещению рекламы.
- Маркировка рекламы: Убедитесь, что данные в маркировке и разаллокации совпадают с финансово-юридической схемой.
Если у Вас возникают вопросы — пишите или звоните в нашу поддержку или Вашим персональным менеджерам, будем рады Вас проконсультировать.